∗ Министерство здравоохранения Республики Беларусь ∗ Главное управление по здравоохранению Брестского облисполкома ∗
Russian Belarusian English

Поликлиника

г. Столин, ул. Дзержинского, 102

8(01655) 2-85-32, 2-82-23 регистратура для взрослых

8(01655) 2-40-02 регистратура детской консультации

8(01655) 2-84-74 регистратура женской консультации

8(01655) 2-84-19 регистратура стоматологического отделения

8(01655) 2-80-06 регистратура дерматовенерологического кабинета

Поликлиника филиала

г. Давид-Городок, ул. Советская, 40

8(01655) 64-6-93 регистратура для взрослых

8(01655) 67-2-45 регистратура детской консультации

8(01655) 64-2-74 регистратура женской консультации

8(01655) 64-2-93 регистратура стоматологического отделения

Здоровый образ жизни

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме

Расстройства аутистического спектра.

Аутизм одно из тех заболеваний, которое кроме нарушений психического здоровья имеет ряд социально значимых последствий: проблемы социальной адаптации; проблемы обучения; профессиональной подготовки; значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза) для семьи и ближайшего окружения пациента.

В настоящее время становится всё более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего расстройствами аутистического спектра, всю жизнь.

Для того чтобы понять, что происходит с таким ребёнком- представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете- увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар- останется незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится в мелодию. Сложно представить такое, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться. У детей с расстройствами аутистического спектра  отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом, нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развёрнутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. Что же касается интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина: ребёнок с расстройствами аутистического спектра может решать сложные математические задачи и быть не способным завязать шнурки или сходить в магазин. Игра заключается в манипулировании какими-то, часто не игровыми предметами: переливание воды, любование бликами, выкладывание палочек в ряды. При этом попытки вмешаться, изменить или остановить игру вызывают бурный протест.

Для общения с такими детьми следует придерживаться самых обычных правил, которые мы используем по отношению ко всем окружающим.

Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким — с невнятной речью, странными жестами.

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв, требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас. Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо, наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Таким образом, аутизм — это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (все воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком и слабостью чувства Я. Тяжелые формы аутизма встречаются редко, легкие-распространены широко. При этом дети с таким диагнозом, на самом деле отнюдь не отворачиваются от окружающего мира-желание общаться и быть понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей.

Врач-психиатр-нарколог: Буян Виктория Владимировна